АКОП МЕГАПАРТ Первая армянская печатная книга
''Урбатагирк'' была напечатана Акопом Мегапартом в Венеции в 1512г.
Затем армянские книги начал печатать Тохатеци в Венеции в 1565-66гг. С
1616г. книги печатались во Львове с помощью Ованеса Карматаненци, с
1638г, в Новой Джуге Хачатуром Кесараци, с середины 17-ого века в
Амстердаме Матевосом Цареци и т. д. Первая армянская печатная карта
''Аматарац ашхарацуйц'', в которой описывается Земля, была напечатана в
1695г. в Амстердаме в издательском доме, который основал Матевос
Ванандеци. В целом, начиная с 1512г., год, когда появилась первая книга
на армянском языке, и до начала 19-ого века было напечатано около 1000
наименований книг на этом языке. Нужно заметить, что по количеству
опубликованных книг в этот период среди народов бывшего СССР, а теперь
СНГ, армяне занимают второе место после русских.
ХАЧАТУР АБОВЯН Родился в 1805 году в селе Канакер близ
Эривани (Еревана) в знатной, но разорившейся семье. Учился в Эчмиадзине,
затем в Тифлисе в семинарии Нерсесян (1824-26 гг.). В 1836 году окончил
Дерптский (ныне Тартусский ) университет. Вернувшись на родину с тем,
чтобы посвятить себя педагогической деятельности, Абовян встретил
враждебное отношение со стороны реакционного армянского духовенства и
царского чиновничества, так как он выступил против догматизма и
формализма в школьном обучении. С 1837 года был смотрителем тифлисского
уездного училища; в 1843 году перевелся на такую же должность в Ереван.
2(14) апреля 1848 года Абовян ушел из дома и пропал без вести.
Творчество Абовяна имело огромное значение для национальной литературы.
Он писал романы, рассказы, очерки, пьесы, научно-художественные
сочинения, стихи, басни. Он был первым армянским детским писателем.
Хачатур Абовян выступил со своими произведениями в то время, когда
армянская литература была проникнута религиозным духом, когда многие
клерикалы стремились искусственно оживить омертвевший древнеармянский
язык грабар. Произведения Абовяна написаны на современном языке -
ашхарабаре, понятном народу. Они проникнуты демократизмом. Абовян -
автор первого армянского светского романа "Раны Армении" (1841 г.,
опубликован в 1858 г.), посвященного трагической судьбе армянского
народа и его освободительной борьбе в период русско-иранской войны
1826-28 годах. Он показал тяжкие страдания армян под властью иранских
поработителей. Основная идея романа, оказавшего большое влияние на
широкие слои армянского общества, - утверждение чувства национального
достоинства, патриотизма и ненависти к угнетателям. Герой романа - Агаси
воплощает свободолюбивый дух народа, его волю к борьбе с иноземными
завоевателями. Отдать жизнь, но родины своей не отдавать врагу - таков
девиз Агаси и его боевых друзей-партизан. Залог национального,
политического и культурного возрождения своей родины Абовян видел в
укреплении дружбы русского и армянского народов. В романе переплетены
элементы романтизма и реализма, повествование перебивается лирическими и
публицистическими отступлениями. Абовян также написал
научно-художественные произведения "Открытие Америки", "Книгу
рассказов", сборник басен "Развлечения на досуге" (опубликован в 1864 г.
), цикл "Баяти" (опубликован в 1864 г.). Он переводил на армянский язык
произведения Гомера, В. Гете, Ф. Шиллера, Н. М. Карамзина, И. А.
Крылова и др. Хачатур Абовян - основоположник новой армянской
демократической педагогики. Выступал против средневековой
клерикально-схоластической системы воспитания и обучения. Боролся за
светское всестороннее (умственное, нравственное, трудовое, физическое)
воспитание, за доступность школы и бесплатное обучение для неимущих, за
равное образование мальчиков и девочек. Из педагогических сочинений
Абовяна выделяются: книга для чтения "Предтропье" (1838 г.), учебник
грамматики русского и армянского языков и роман "История Тиграна, или
Нравственное наставление для армянских детей" (напечатан в 1941). Абовян
первым в Армении начал заниматься научной этнографией, изучал быт и
обычаи крестьян родного селения Канакер, жителей Еревана, а также
собирал и изучал армянский, азербайджанский и курдский фольклор.
ОВАНЕС ТУМАНЯН Ованес Туманян - величайший представитель
армянской поэзии всех времен, родился в 1869г., в Лори (Северная
Армения), в семье священника. Его отец, деревенский священник, который
был очень веселым человеком, любил песни и музыку, национальные мелодии,
легенды и баллады, всегда приглашал гостей - народных певцов,
рассказчиков или просто соседей и друзей. Все это оставило следы на
образовании Туманяна как личности и поэта. В 1878-83 Туманян получил
начальное образование в школе Джалалогли (Степанаван), а затем перевелся
в школу Нерсесян в Тифлисе (Тбилиси, столица Грузии). После 3 лет учебы
он оставил школу, главным образом из-за финансовых трудностей. После
этого он начал работать в армянском духовном церковном суде Тифлиса, а
затем вышел оттуда для того, чтобы работать в издательском обществе.
Очень много работая, он мало зарабатывал и книги были единственной
причиной, удерживающей его там. Он читал их десятками и делал это с
ненасытностью. Работая там, он получил бесценную возможность
познакомиться с работами знаменитых армянских писателей Газароса Агаяна,
Хачатура Абовяна, Микаэла Налбандяна, Раффи, Габриэля Сундукяна, Перча
Прошяна и других, а также с мировой поэзией: Гете, Гейне, Пушкин и
Лермонтов. В то же время в середине 1880-ых Туманян написал свои первые
известные работы - легенду ''Пес и кот'', стихи ''Песня пахаря'',
''Старинное благословение'' и поэму ''Маро''. Спустя несколько лет, в
1890г. в Москве было издано его первое собрание стихотворений и только
через 2 года вышла уже вторая книга, после которой его стихи
действительно стали знаменитыми. Его выдающиеся поэмы ''Лореци
Сако''(1889г.) и ''Ануш''(1890г.), в которых описываются жизнь и
традиции армянской патриархальной деревни, а также поэма
''Стон''(1890г.), где изображена борьба крестьян против эксплуатации,
родились позже. В 1902г. Туманян создал другой шедевр - поэму ''Взятие
крепости Тмук'', в основе которой лежит легенда. Роль Туманяна в
развитии армянской литературы и, в частности, поэзии бесценна. Туманян
разработал и написал множество прекрасных армянских сказок, а на основе
легенд написал баллады ''Ахтамар''(1892г.), ''Парвана''(1903г.), ''Капля
меда''(1909г.), ''Шах и торговец''(1917г.). В 1902г. на основе эпоса
''Сасунци Давид'' Туманян создал одноименную поэму, которая считается
одной из его лучших работ. Его работы были переведены на многие языки
мира. На их основе были созданы картины, оперы и художественные фильмы.
Место и роль Туманяна в мировой литературе ставит его имя в один ряд с
такими именами, как Шекспир, Гете, Пушкин и Байрон. Кроме творческой
работы Ованес Туманян активно занимался общественной жизнью. В 1899г. в
Тифлисе он организовал литературный клуб ''Вернатун'', среди членов
которого были такие выдающиеся лица армянской литературы, как Аветик
Исаакян, Газарос Агаян, Левон Шант и Дереник Демирчян. В 1912г., создав
кавказское общество армянских писателей, он стал президентом на
последующие 9 лет (1912-21гг.). В 1915г. после геноцида армян в Турции
Туманян сконцентрировал все свои силы на проблеме помощи беженцам,
голодающим под стенами Эчмиадзина. Тем не менее, не все его понимали, и
он даже поссорился с главой армянской церкви. После установления
Советской власти в Армении Туманян активно участвовал в создании новой
армянской культуры. В1921г. в Тифлисе он основал Дом армянского
искусства. В том же году он стал президентом комитета помощи Армении. Но
вскоре здоровье поэта ухудшилось и весной 1923г. он скончался, оставив
после себя огромное литературное наследие.
МИКАЭЛ
НАЛБАНДЯН Родился 2(14) ноября 1829 года в г. Новая
Нахичевань (ныне район Ростова-на-Дону) в семье ремесленника-кустаря. В
1855-58 годах учился на медицинском факультете Московского
университета. В 1858-60 годах сотрудничал в московском армянском журнале
"Юсисапайл" ("Северное сияние"). В годы революционной ситуации в России
1859-61 годов Налбандян под влиянием пропаганды "Колокола" и
"Современника" первым из армянских писателей перешел на позиции
революционного демократизма. В 1860-62 годах совершил путешествие в
Турцию, Индию, страны Западной Европы. В Константинополе создал вокруг
армянского журнала "Мегу" ("Пчела") тайное революционное общество
"Партия молодых". В Лондоне сблизился с А.И.Герценом, Н.П.Огаревым,
М.А.Бакуниным, а также с Н.А.Серно-Соловьевичем и др., участвовал в
обсуждении проекта статьи-воззвания "Что нужно народу" (программа
будущей "Земли и воли"). В памфлете "Две строки" (1861 г.) провозгласил
свое политическое кредо посвятить жизнь делу освобождения народа. В
главном публицистическом труде "Земледелие как верный путь" (1862 г.)
Налбандян подверг уничтожающей критике крестьянскую реформу 1861 года,
однако сделал это с позиций общинного социализма. Единственный выход для
пореформенной России видел в крестьянской революции. По возвращении в
Россию был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской
крепости (июль 1862 г.), судим по "процессу 32-х". В ноябре 1865 года,
больной туберкулезом, выслан в Камышин. Микаэл Налбандян скончался в г.
Камышине 31 марта (12 апреля) 1866 года. Микаэл Налбандян был
энциклопедически образован. Занимался вопросами философии,
политэкономии, лингвистики, педагогики. Являлся последователем
антропологического материализма Л.Фейербаха и Н.Г.Чернышевского,
неутомимым пропагандистом естественных наук. Философия Налбандяна важный
этап в истории армянской общественной мысли. В практической
революционной деятельности стремился соединить демократические силы
армянского народа в России и за рубежом с русским освободительным
движением. Микаэл Налбандян зачинатель критического реализма в армянской
литературе, автор романов "Одному слово, другому невесту" (1858 г.),
"Вопрошение мертвых" (1859 г., не окончен), "Дневник" (1858-60 гг.). В
крепости создал антирелигиозную поэму "Похождение праотца" (1864 г.,
опубликована в 1903 г.). Огромной популярностью пользовалась гражданская
лирика Налбандяна, проникнутая пафосом борьбы за свободу. Налбандян
заложил основы армянской реалистической критики и эстетики. Его
литературные взгляды выражены в работах "Слово об армянской
письменности" (1854-55 гг., опубликовано в 1895 г.), "Критика" (1858
г.), "Национальный театр в Константинополе" (1861 г.) и др. Эстетическую
теорию строил на принципах антропологического материализма. Боролся за
внедрение нового армянского литературного языка (ашхарабар) взамен
мертвого книжного языка (грабар), за что подвергался нападкам со стороны
клерикалов и реакционеров. Переводил стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова,
Г.Гейне и других поэтов.