Суббота, 30/11/24, 13:34
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость

Сайт Антона

Меню сайта
Клипы
Мини-чат
Наш опрос
Что не хватает на нашем сайте
Всего ответов: 18
Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Февраль » 26 » Армняские писатели
00:11
Армняские писатели
АКОП МЕГАПАРТ
Первая армянская печатная книга ''Урбатагирк'' была напечатана Акопом Мегапартом в Венеции в 1512г. Затем армянские книги начал печатать Тохатеци в Венеции в 1565-66гг. С 1616г. книги печатались во Львове с помощью Ованеса Карматаненци, с 1638г, в Новой Джуге Хачатуром Кесараци, с середины 17-ого века в Амстердаме Матевосом Цареци и т. д. Первая армянская печатная карта ''Аматарац ашхарацуйц'', в которой описывается Земля, была напечатана в 1695г. в Амстердаме в издательском доме, который основал Матевос Ванандеци. В целом, начиная с 1512г., год, когда появилась первая книга на армянском языке, и до начала 19-ого века было напечатано около 1000 наименований книг на этом языке. Нужно заметить, что по количеству опубликованных книг в этот период среди народов бывшего СССР, а теперь СНГ, армяне занимают второе место после русских.

ХАЧАТУР АБОВЯН
Родился в 1805 году в селе Канакер близ Эривани (Еревана) в знатной, но разорившейся семье. Учился в Эчмиадзине, затем в Тифлисе в семинарии Нерсесян (1824-26 гг.). В 1836 году окончил Дерптский (ныне Тартусский ) университет. Вернувшись на родину с тем, чтобы посвятить себя педагогической деятельности, Абовян встретил враждебное отношение со стороны реакционного армянского духовенства и царского чиновничества, так как он выступил против догматизма и формализма в школьном обучении. С 1837 года был смотрителем тифлисского уездного училища; в 1843 году перевелся на такую же должность в Ереван. 2(14) апреля 1848 года Абовян ушел из дома и пропал без вести. Творчество Абовяна имело огромное значение для национальной литературы. Он писал романы, рассказы, очерки, пьесы, научно-художественные сочинения, стихи, басни. Он был первым армянским детским писателем. Хачатур Абовян выступил со своими произведениями в то время, когда армянская литература была проникнута религиозным духом, когда многие клерикалы стремились искусственно оживить омертвевший древнеармянский язык грабар. Произведения Абовяна написаны на современном языке - ашхарабаре, понятном народу. Они проникнуты демократизмом. Абовян - автор первого армянского светского романа "Раны Армении" (1841 г., опубликован в 1858 г.), посвященного трагической судьбе армянского народа и его освободительной борьбе в период русско-иранской войны 1826-28 годах. Он показал тяжкие страдания армян под властью иранских поработителей. Основная идея романа, оказавшего большое влияние на широкие слои армянского общества, - утверждение чувства национального достоинства, патриотизма и ненависти к угнетателям. Герой романа - Агаси воплощает свободолюбивый дух народа, его волю к борьбе с иноземными завоевателями. Отдать жизнь, но родины своей не отдавать врагу - таков девиз Агаси и его боевых друзей-партизан. Залог национального, политического и культурного возрождения своей родины Абовян видел в укреплении дружбы русского и армянского народов. В романе переплетены элементы романтизма и реализма, повествование перебивается лирическими и публицистическими отступлениями. Абовян также написал научно-художественные произведения "Открытие Америки", "Книгу рассказов", сборник басен "Развлечения на досуге" (опубликован в 1864 г. ), цикл "Баяти" (опубликован в 1864 г.). Он переводил на армянский язык произведения Гомера, В. Гете, Ф. Шиллера, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова и др. Хачатур Абовян - основоположник новой армянской демократической педагогики. Выступал против средневековой клерикально-схоластической системы воспитания и обучения. Боролся за светское всестороннее (умственное, нравственное, трудовое, физическое) воспитание, за доступность школы и бесплатное обучение для неимущих, за равное образование мальчиков и девочек. Из педагогических сочинений Абовяна выделяются: книга для чтения "Предтропье" (1838 г.), учебник грамматики русского и армянского языков и роман "История Тиграна, или Нравственное наставление для армянских детей" (напечатан в 1941). Абовян первым в Армении начал заниматься научной этнографией, изучал быт и обычаи крестьян родного селения Канакер, жителей Еревана, а также собирал и изучал армянский, азербайджанский и курдский фольклор.

ОВАНЕС ТУМАНЯН
Ованес Туманян - величайший представитель армянской поэзии всех времен, родился в 1869г., в Лори (Северная Армения), в семье священника. Его отец, деревенский священник, который был очень веселым человеком, любил песни и музыку, национальные мелодии, легенды и баллады, всегда приглашал гостей - народных певцов, рассказчиков или просто соседей и друзей. Все это оставило следы на образовании Туманяна как личности и поэта. В 1878-83 Туманян получил начальное образование в школе Джалалогли (Степанаван), а затем перевелся в школу Нерсесян в Тифлисе (Тбилиси, столица Грузии). После 3 лет учебы он оставил школу, главным образом из-за финансовых трудностей. После этого он начал работать в армянском духовном церковном суде Тифлиса, а затем вышел оттуда для того, чтобы работать в издательском обществе. Очень много работая, он мало зарабатывал и книги были единственной причиной, удерживающей его там. Он читал их десятками и делал это с ненасытностью. Работая там, он получил бесценную возможность познакомиться с работами знаменитых армянских писателей Газароса Агаяна, Хачатура Абовяна, Микаэла Налбандяна, Раффи, Габриэля Сундукяна, Перча Прошяна и других, а также с мировой поэзией: Гете, Гейне, Пушкин и Лермонтов. В то же время в середине 1880-ых Туманян написал свои первые известные работы - легенду ''Пес и кот'', стихи ''Песня пахаря'', ''Старинное благословение'' и поэму ''Маро''. Спустя несколько лет, в 1890г. в Москве было издано его первое собрание стихотворений и только через 2 года вышла уже вторая книга, после которой его стихи действительно стали знаменитыми. Его выдающиеся поэмы ''Лореци Сако''(1889г.) и ''Ануш''(1890г.), в которых описываются жизнь и традиции армянской патриархальной деревни, а также поэма ''Стон''(1890г.), где изображена борьба крестьян против эксплуатации, родились позже. В 1902г. Туманян создал другой шедевр - поэму ''Взятие крепости Тмук'', в основе которой лежит легенда. Роль Туманяна в развитии армянской литературы и, в частности, поэзии бесценна. Туманян разработал и написал множество прекрасных армянских сказок, а на основе легенд написал баллады ''Ахтамар''(1892г.), ''Парвана''(1903г.), ''Капля меда''(1909г.), ''Шах и торговец''(1917г.). В 1902г. на основе эпоса ''Сасунци Давид'' Туманян создал одноименную поэму, которая считается одной из его лучших работ. Его работы были переведены на многие языки мира. На их основе были созданы картины, оперы и художественные фильмы. Место и роль Туманяна в мировой литературе ставит его имя в один ряд с такими именами, как Шекспир, Гете, Пушкин и Байрон. Кроме творческой работы Ованес Туманян активно занимался общественной жизнью. В 1899г. в Тифлисе он организовал литературный клуб ''Вернатун'', среди членов которого были такие выдающиеся лица армянской литературы, как Аветик Исаакян, Газарос Агаян, Левон Шант и Дереник Демирчян. В 1912г., создав кавказское общество армянских писателей, он стал президентом на последующие 9 лет (1912-21гг.). В 1915г. после геноцида армян в Турции Туманян сконцентрировал все свои силы на проблеме помощи беженцам, голодающим под стенами Эчмиадзина. Тем не менее, не все его понимали, и он даже поссорился с главой армянской церкви. После установления Советской власти в Армении Туманян активно участвовал в создании новой армянской культуры. В1921г. в Тифлисе он основал Дом армянского искусства. В том же году он стал президентом комитета помощи Армении. Но вскоре здоровье поэта ухудшилось и весной 1923г. он скончался, оставив после себя огромное литературное наследие.

МИКАЭЛ НАЛБАНДЯН
Родился 2(14) ноября 1829 года в г. Новая Нахичевань (ныне район Ростова-на-Дону) в семье ремесленника-кустаря. В 1855-58 годах учился на медицинском факультете Московского университета. В 1858-60 годах сотрудничал в московском армянском журнале "Юсисапайл" ("Северное сияние"). В годы революционной ситуации в России 1859-61 годов Налбандян под влиянием пропаганды "Колокола" и "Современника" первым из армянских писателей перешел на позиции революционного демократизма. В 1860-62 годах совершил путешествие в Турцию, Индию, страны Западной Европы. В Константинополе создал вокруг армянского журнала "Мегу" ("Пчела") тайное революционное общество "Партия молодых". В Лондоне сблизился с А.И.Герценом, Н.П.Огаревым, М.А.Бакуниным, а также с Н.А.Серно-Соловьевичем и др., участвовал в обсуждении проекта статьи-воззвания "Что нужно народу" (программа будущей "Земли и воли"). В памфлете "Две строки" (1861 г.) провозгласил свое политическое кредо посвятить жизнь делу освобождения народа. В главном публицистическом труде "Земледелие как верный путь" (1862 г.) Налбандян подверг уничтожающей критике крестьянскую реформу 1861 года, однако сделал это с позиций общинного социализма. Единственный выход для пореформенной России видел в крестьянской революции. По возвращении в Россию был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости (июль 1862 г.), судим по "процессу 32-х". В ноябре 1865 года, больной туберкулезом, выслан в Камышин. Микаэл Налбандян скончался в г. Камышине 31 марта (12 апреля) 1866 года. Микаэл Налбандян был энциклопедически образован. Занимался вопросами философии, политэкономии, лингвистики, педагогики. Являлся последователем антропологического материализма Л.Фейербаха и Н.Г.Чернышевского, неутомимым пропагандистом естественных наук. Философия Налбандяна важный этап в истории армянской общественной мысли. В практической революционной деятельности стремился соединить демократические силы армянского народа в России и за рубежом с русским освободительным движением. Микаэл Налбандян зачинатель критического реализма в армянской литературе, автор романов "Одному слово, другому невесту" (1858 г.), "Вопрошение мертвых" (1859 г., не окончен), "Дневник" (1858-60 гг.). В крепости создал антирелигиозную поэму "Похождение праотца" (1864 г., опубликована в 1903 г.). Огромной популярностью пользовалась гражданская лирика Налбандяна, проникнутая пафосом борьбы за свободу. Налбандян заложил основы армянской реалистической критики и эстетики. Его литературные взгляды выражены в работах "Слово об армянской письменности" (1854-55 гг., опубликовано в 1895 г.), "Критика" (1858 г.), "Национальный театр в Константинополе" (1861 г.) и др. Эстетическую теорию строил на принципах антропологического материализма. Боролся за внедрение нового армянского литературного языка (ашхарабар) взамен мертвого книжного языка (грабар), за что подвергался нападкам со стороны клерикалов и реакционеров. Переводил стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Г.Гейне и других поэтов.
Просмотров: 1222 | Добавил: Antonio | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Софт
Flag Counter
Поис
Банеры
Block title
Архив записей